1988 г. - окончил факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
1995 г. - защита кандидатской диссертации на тему "Критериально-ориентированные педагогические тесты: сущность и методы конструирования"
2005 г. - присвоение учёного звания доцента
Старший научный сотрудник Института психологии РАН
Старший научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований НИУ-ВШЭ
Под руководством Дмитрия Владимировича защищено 4 кандидатские диссертации
Преподаваемые учебные курсы:
- Общая психология
- Психология эмоций
- Психология мотивации
- Современная психология эмоций
- Аффективная модуляция когнитивных процессов
- Математические методы в психологии
- Практикум по психометрике
Основные публикации:
- Люсин Д.В. Влияние эмоций на креативность // Творчество: от биологиче-ских оснований к социальным и культурным феноменам / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2011. С. 372 - 389.
- Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 264 – 278.
- Люсин Д.В., Овсянникова В.В. Феномен сензитивности к эмоциям разной модальности // Материалы итоговой научной конференции Института психологии РАН (12 – 13 февраля 2009 г.) / Под ред. А.Л. Журавлёва, Т.И. Артемьевой. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 123 – 130.
- Люсин Д.В. Стратегии переработки информации при распознавании эмоций // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 4. С. 140 – 148.
- Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 – 22
- Lyusin D. Emotional Intelligence as a Mixed Construct: Its Relation to Personality and Gender // Journal of Russian and East European Psychology, vol. 44, no. 6, November – December 2006. P. 54 - 68.
- Овсянникова В.В., Люсин Д.В. Когнитивные характеристики, связанные с переработкой эмоциональной информации // Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации. Материалы пятых чтений памяти Л.С. Выготского (Москва, 15 - 17 ноября 2004 года) / Под ред. В.Ф. Спиридонова, Ю.Е. Кравченко. М.: РГГУ, 2005. С. 280 - 293.
- Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 1, № 4, 2004. С. 3 - 26.
- Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29 - 36.
- Люсин Д.В., Михеева Н.Д. Психометрический анализ русской версии теста на социальный интеллект Дж. Гилфорда и М. О'Салливена // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 119 - 128.
- Люсин Д.В. Что выражает выражение лица? // Исследования обучения в контексте культурно-исторического подхода. Материалы вторых чтений, посвящённых памяти Л.С.Выготского. Москва, 15-17 ноября 2001 года / Под ред. Е.Е. Кравцовой, В.Ф. Спиридонова, Ю.Е. Кравченко. М.: Смысл, 2002. С. 243 - 253.
- Люсин Д.В. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов // Когнитивная психология. Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: Per Se, 2001. С. 333 - 346.
- Bonis M. de, Lioussine D. Emotions, expressions faciales et primitives iconiques // Emotions, Interactions et Developpement. Actes du Colloque international de Grenoble / Ed. par J.-M. Colletta et A.Tcherkassof. Grenoble: Editions Jereme Millon, 2001. P.69 - 73.
- Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 38 - 48.
- Люсин Д.В. Эмпирический анализ категоризации эмоций // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 50 - 61.
- Высоков И.Е., Люсин Д.В. Внутренняя структура естественных категорий: типичность // Психологический журнал. 1998. Т.19. № 6. С. 103 - 111.
- Высоков И.Е., Люсин Д.В. Внутренняя структура естественных категорий: продуктивная частотность // Психологический журнал. 1997. Т.18. № 4. С. 69 - 77.
Темы курсовых и дипломных работ
В 2012-13 учебном году предлагаются следующие направления исследований, в рамках которых можно выполнять курсовые, дипломные и магистерские работы:
1. Психологические механизмы, лежащие в основе распознавания эмоций (включая проблематику эмоционального интеллекта, разработку методов диагностики точности распознавания эмоций, соотношение личностных черт человека с его сензитивностью к проявлениям эмоций у других людей и т.п.).
2. Влияние эмоций на когнитивные процессы (внимание, память, творческое мышление и т.п.).
3. Структура эмоциональных состояний (разработка методов для диагностики эмоциональных состояний и выявления основных измерений, лежащих в их основе; проблема устойчивости структуры эмоциональных состояний в зависимости от индивидуально-психологических особенностей человека).
4. Кросс-культурные исследования эмоций (в частности, социальных функций эмоций).
Остальное