1968 г. – окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
1999 г. – защита докторской диссертации на тему «Интеллект как динамический компонент в структуре способностей» в Психологическом институте РАО.
Заведующая лабораторией диагностики и коррекции психического развития Психологического института РАО.
Главный редактор журнала «Психологическая диагностика».
Соавтор тестов ШТУР, АСТУР, Тест практического мышления.
Соавтор перевода, адаптации и психометрической проверки Теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра.
Под руководством Маргариты Константиновны защищено 10 кандидатских диссертаций.
Преподаваемые учебные курсы:
- Психологическая диагностика
- Проективные методы диагностики
Область научных интересов:
- Психологическая диагностика
- Проблемы исследования и измерения интеллекта
- Проблемы исследования и диагностики основных свойств нервной системы человека
Основные публикации:
- Психодиагностика. Учебник / Гл. ред. М.К. Акимова, К.М. Гуревич. Спб.: Питер, 2007
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Диагностика умственного развития ребёнка. Спб.: Питер, 2006
- Психодиагностика. Учебное пособие / Под ред. М.К. Акимовой. Спб.: Питер, 2006
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности учащихся: учёт и коррекция. М.: Academia, 2002
Темы курсовых работ и дипломных работ
- Формирование индивидуальности ребёнка в разных социокультурных средах.
- Формирование нравственного сознания в дошкольном (школьном) возрасте.
- Влияние темперамента, типа нервной системы и условий развития на структуру фрустрационного поведения ребёнка.
- Влияние культурных норм агрессии на индивидуальную агрессивность.
- Легитимизация агрессии в разных субкультурных группах.
- Агрессивность как аспект картины мира в разных социально-профессиональных группах.
- Условия формирования психологической зависимости взрослых индивидов.
- Особенности ценностно-смысловой сферы у агрессивных индивидов.
- Жизненная перспектива в подростковом и юношеском возрастах.
- Влияние индивидуально-психологических особенностей человека на результаты тренинговой (групповой) работы с ним
- Самооценка жизненного пути и Я-концепция индивидов
- Экологический подход к формированию Я-концепции
- Защитно-совладающие стили у девиантных подростков
- Влияние условий развития на формирование механизмов психологической защиты и способы совладания
- Особенности временной идентичности в юношеском возрасте
- Психология социального маргинала
- Психология этнического маргинала
- Процессы символизации в современной режиссуре: психологический аспект
- Влияние интеллектуальных характеристик на формирование социальных стереотипов
- Влияние социальных стереотипов на адаптацию россиян к современной действительности
- Субъективная картина жизненного пути у лиц со специальными потребностями (или у подростков с девиантным поведением, или у лиц, склонных к аддиктивному поведению)
- Застенчивость в юношеском возрасте и её психологические корреляты
- Личностное развитие, опосредованное Интернетом
- Особенности образа мира Интернет-сообществ
- Особенности субъективного прошлого и его связь с жизненной перспективой в разных профессиональных (или социальных, или возрастных) группах
- Эмоциональный опыт родителей и их личные стандарты в отношении собственных детей
- Условия и факторы формирования толерантности
- Легитимизация конформности: индивидуально-психологический и социальный аспекты
- Специфика эмоциональной сферы и эмоциональных сторон взаимодействия у представителей профессий типа «человек-человек»
- . . . возможны другие темы, предлагаемые студентами