Главная Библиотека Персоналии Студентам Семинар Ссылки Форум

Тема 2. Становление категориального строя психологии

Вопросы для самоподготовки

  1. Понятие души в философии Платона и Аристотеля.
  2. Представление о сознании в философии Нового времени Р. Декарт, Дж. Локк.
  3. Сознание как предмет психологии. Элементы и структура сознания (В. Вундт).
  4. Экспериментальные исследования сознания в классической психологии сознания (В. Вундт).
  5. Поток сознания и его характеристики (У. Джемс).
  6. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Возможности и недостатки метода интроспекции.
  7. Гештальтфеномены как предмет психологии. Теоретическая и экспериментальная критика классической психологии сознания.
  8. Основные понятия и методы классического бихевиоризма (Дж. Уотсон). Критика метода интроспекции. Классическое обусловливание.
  9. Оперантное обусловливание (Б.Ф. Скиннер).
  10. Необихевиоризм: понятие промежуточной переменной, целенаправленность и целостность поведения (Э. Толмен). Принципы объективности в бихевиоризме и необихевиоризме.
  11. Экспериментальные исследования промежуточных переменных в необихевиоризме. Латентное научение.
  12. Феноменология и классификация неосознаваемых процессов.
  13. Понятие бессознательного (З. Фрейд): факты и методы исследования.
  14. Явление неосознаваемой установки и его экспериментальные исследования (Д.Н. Узнадзе).
  15. Общепсихологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев). Принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн). Уровни ее анализа.
  16. Понятие потребности и мотива (А.Н. Леонтьев). Опредмечивание потребностей.
  17. Принцип активности в психологии и физиологии на примере построения движений (Н.А. Бернштейн). Понятие сенсорных коррекций. Рефлекторное кольцо.
  18. Организация и уровни построения движений по Н.А. Бернштейну.
  19. Основные положения когнитивной психологии. Компьютерная метафора. Понятие когнитивной схемы.

Обязательная литература

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2000. С. 22-27 (1), 28-50 (2, 4, 6), 51-66 (8, 10, 11), 67-98 (12, 13, 14), 99-134 (15, 16), 135-168 (17, 18)
  2. Платон. Сочинения в 4 тт. Т.2. М., 1993. "Федр" 245с-255а с. 154-163; "Федон" 64в-67е с. 14-19, 100в-102а с. 59-61 (1)
  3. Аристотель "О душе" // Соч. в 4 т. Т.1. М., 1976. С.394-399. (кн. 2, гл. 1) (1)
  4. Антология мировой философии. В 4 т. Т.2. М., 1970. Дж. Локк "Опыт о человеческом разуме" кн. 2, гл. 1, пп. 1-4, гл. 2, п. 1, гл. 6 пп. 1,2 с. 412-413, 417-420. (2)
  5. Декарт Р. Начала философии. Ч. 1. параграфы 1-15. // Антология мировой философии. В 4 т. Т.2. М., 1970. ИЛИ Декарт Р. Избранные произведения в 2 Т. М., 1994. (2)
  6. Вундт В. Сознание и внимание // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 95-105. (4)
  7. Джемс У. "Поток сознания" // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с.106-118. ИЛИ Джемс У. Психология. М., 1991. С. 56-72 (5).
  8. История психологии. Тексты / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. Изд. 2. М., 1992. С. 19-44 (Боринг) (6)
  9. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. с. 102-111, 117-120 (Келер) (7)
  10. Уотсон Дж. Бихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии. / под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н. М., 1980. с. 34-44 (5) ИЛИ Уотсон Дж. "Бихевиоризм" // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 193-199. (8)
  11. Скиннер Б.Ф. Оперантное поведение // История зарубежной психологии. Тексты. 30-е - 60-е годы 20 века / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1986. с. 59-79. (9)
  12. Э. Толмен. Поведение как молярный феномен // Хрестоматия по истории психологии. / под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н. М., 1980. с. 46-82 ИЛИ Толмен Э. Поведение как молярный феномен // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 200-204. (10)
  13. Э. Толмен. Когнитивные карты у крыс и у человека // Хрестоматия по истории психологии / под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н. М., 1980, с. 46-82 (11)
  14. Фрейд З. Введению в психоанализ. Лекции. М., Наука. 1989. Лекции 17, 18. с. 163-182 ИЛИ Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. "О психоанализе. Пять лекций" с. 148-184, 184-188 (13)
  15. Фрейд З. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 151-161. (13)
  16. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 151-161. (13)
  17. Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 167-180. (14)
  18. Леонтьев А.Н. Категория деятельности в психологии, Основные процессы психической жизни // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 265-283. (9,10) ИЛИ Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. (Любое издание) Гл. 3
  19. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. С. 373-392. или Бернштейн Н.А. Назревшие проблемы регуляции двигательных актов // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 493-508 (17)
  20. Бернштейн Н.А. Уровни построения движений. // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 509-538 (18)
  21. Солсо Р. Введение в когнитивную психологию // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 222-232. (19)
  22. Зинченко В.П., Назаров А.И. "Когнитивная психология в контексте психологии" (Вступительная статья к книге Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996). С. 11-20 (19)
  23. Найссер У. Что такое когнитивная психология? // История зарубежной психологии. Тексты. 30-е - 60-е годы 20 века / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1986. с.117-129. (19)

Дополнительная литература

  1. Юнг К.Г. Структура психического бытия человека // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 162-166
  2. Юнг К.Г. Личное и сверхличное или коллективное бессознательное // Психология бессознательного, Минск, 1993 . C. 103-114, 240-244, 246-249

Используются технологии uCoz