Вопросы к итоговой контрольной по общей психологии (2 семестр)
Принцип активности в психологии и физиологии. Свойства активных форм поведения.
Организация, регуляция и уровни построения движений (Бернштейн). Понятие сенсорных коррекций. Принцип рефлекторного кольца.
Основные закономерности и этапы формирования двигательных навыков (по Бернштейну).
Психофизическая и психофизиологическая проблемы: формулировки и основные варианты решения. Высшая психическая функция как функциональная система. Проблема локализации психических функций.
Явление мотивации. Понятия потребности, мотива, мотивации. Личностные и ситуационные детерминанты поведения. Основные теоретические подходы к объяснению поведения.
Виды и возможные классификации мотивов.
Общая характеристика эмоциональной сферы психики. Три стороны эмоционального процесса. Связь эмоций с потребностями и деятельностью.
Функции эмоциональных явлений.
Виды эмоциональных явлений, возможные критерии их классификации.
Понятие воли. Признаки волевых явлений. Различение произвольной и воле-вой регуляции деятельности. Структура волевых актов.
Специфические и неспецифические («сквозные») познавательные процессы: краткая характеристика.
Понятия рецептора и рецепции. Функции рецепции. Возможные критерии классификации рецепторов.
Свойства и возможные критерии классификации ощущений.
Свойства перцептивного образа. Двойственная природа перцептивного об-раза. Соотношение чувственной основы и предметного содержания образа.
Виды образных явлений.
Понятие внимания. Основные феномены внимания. Критерии внимания и невнимания.
Метафоры внимания. Свойства внимания. Способы их измерения.
Ошибки и нарушения внимания.
Виды внимания и возможности их классификации.
Онтогенетическое развитие внимания и памяти в теории Выготского.
Понятие о памяти. Основные метафоры памяти. Круг явлений памяти. Свойства памяти.
Виды памяти и возможности их классификации.
Мнемотехника и случаи феноменальной памяти.
Амнезии и их виды. Забывание в повседневной жизни.
Общее представление о мышлении. Специфика психологического изучения мышления. Узкая и широкая трактовка процессов мышления.
Функциональные и генетические классификации видов мышления. Принцип гетерогенности мышления (Тульвисте).
Мыслительная задача: ее объективная и психологическая структуры. Стадии мыслительного процесса. Понятие инсайта.
Факторы, влияющие на успешность решения мыслительной задачи.
Виды мыслительных задач и возможные критерии их классификации. Задачи и проблемы.
Роль эвристик в процессах решения задач. Возможные критерии классификации эвристик.