Вопросы к итоговой контрольной по общей психологии (1 семестр)
Основные значения термина "психология". Источники психологического знания. Сравнительные особенности житейской и научной психологии.
"Трудовые посты" и методы деятельности психолога.
Общая характеристика психологии как науки. Специфика психологического знания. Отрасли психологии и критерии их выделения.
Понятие души в философских системах Платона и Аристотеля.
Представление о сознании в философии Нового времени (Р. Декарт, Дж. Локк). Сознание как предмет психологии.
Представления о сознании в классической психологии: явления, структура, элементы и свойства сознания (В. Вундт, Э. Тиченер).
Развитие представлений о сознании: критика позиции В. Вундта. Поток сознания и его характеристики (У. Джемс).
Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Возможности и ограничения метода интроспекции.
Основные понятия и методы классического бихевиоризма (Дж. Уотсон). Классическое обусловливание.
Необихевиоризм: понятие промежуточной переменной, целенаправленность и целостность поведения (Э. Толмен).
Оперантное обуславливание (Б. Скиннер): экспериментальный и теоретический анализ.
Основные положения гештальтпсихологии. Теоретическая и экспериментальная критика классической психологии сознания.
Феноменология и классификация неосознаваемых процессов (Ю.Б. Гиппенрейтер).
Понятие бессознательного (З. Фрейд): методы исследования, факты и теоретические интерпретации.
Теоретический и экспериментальный анализ явления установки (Д.Н. Узнадзе).
Принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн). Структура деятельности и уровни ее анализа (А.Н. Леонтьев).
Понятия потребности и мотива (А.Н. Леонтьев). Опредмечивание потребностей. Функции мотивов.
Основные положения когнитивной психологии. Компьютерная метафора. Уровни переработки и способы кодирования информации.
Понятие когнитивной схемы. Виды когнитивных схем.
Критерии психического (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин). Гипотеза о возникновении психики в филогенезе (А.Н. Леонтьев). Стадии развития психики.
Инстинктивное и индивидуально-изменчивое поведение животных. Понятие навыка.
Сравнительный анализ психики животных и человека. Предпосылки человеческого сознания.
Три вида человеческой памяти (Э. Дюркгейм). Психика в истории: "слоистая" структура психики. Историческое развитие познавательных процессов человека.
Общественно-исторический опыт и его присвоение человеком. Специфика коллективных представлений (Э. Дюркгейм). Понятие высших психических функций. Их строение, основные характеристики, законы становления.
Понятие интериоризации (Л.С. Выготский). Параллелограмм развития.
Три объема понятия личность. Соотношение врожденного и приобретенного в личности. Индивид и личность.
Понятие темперамента. Физиологические основы темперамента и его психологическое описание. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Темперамент и личность.
Характер и его формирование. Понятия психопатии и акцентуации характера. Основные виды психопатий и акцентуаций.
Строение тела и характер: возможные направления анализа психотелесных соответствий.
Понятие способностей. Способности и задатки. Развитие способностей. Явление одаренности. Проблема диагностики способностей.
Общее представление о структуре интеллекта. Интеллект и креативность.
Понятие когнитивного стиля. Связь когнитивных стилей с эффективностью деятельности. Основные виды когнитивных стилей.
Основные подходы к исследованию личности: краткая характеристика.
Диспозициональный подход к исследованию личности.
Психодинамический подход к исследованию личности.
Когнитивно-бихевиоральный подход к исследованию личности.
Гуманистический подход к исследованию личности.
Общее представление о развитии личности. Основные механизмы развития личности в онтогенезе.