Информатике и ИКТ

Информатике и ИКТ

Смоленское областное бюджетное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Гагаринский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

1 курс

 

дисциплины «ИНФОРМАТИКА и ИКТ»

 

для специальностей: 0307 - физическая культура

 0312 -  преподавание в начальных классах

                                                       0324 – прикладная информатика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 г.

 

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности

 

Заместитель директора

по учебной работе _____________________

 
Одобрена

предметной

(цикловой)

комиссией

протокол № ______

от «____»____________ 20__г.

 

Председатель ПЦК: ______________

 

 

 

Составитель: Корешков С.А., преподаватель высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»  предназначена для изучения информатики и информационно-компьютерных технологий  в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена. 

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) информатика и ИКТ  изучается в  учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) с учетом профиля  получаемого профессионального образования.

При освоении специальностей СПО  естественно-научного профиля информатика и ИКТ изучается как базовый учебный  предмет – в объеме 117 часов (обязательные аудиторные – 78 час и самостоятельная работа – 39 час).

Примерная программа ориентирована на достижение следующих   целей:

     освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

     овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;

     развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

    воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

    приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта  среднего (полного) общего образования базового уровня.

Содержание  программы представлено пятью темами:

– информационная деятельность человека;

– информация и информационные процессы;

– средства информационно-коммуникационных технологий;

– технологии создания и преобразования информационных объектов;

– телекоммуникационные технологии.

Содержание каждой темы  включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме  практикумов с использованием средств ИКТ.

При  освоении программы у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.

Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.),  пользоваться  комплексными способами представления и обработки информации, а также  изучить  возможности использования ИКТ для профессионального роста.

 В программе учтены особенности содержания обучения по специальностям данного учебного заведения.

В тематическом плане предусмотрен  резерв учебного времени, предоставляющий  возможность преподавателю обобщить изученные темы, разделы,  включить в содержание обучения  дополнительный профессионально значимый материал.

Программа содержит примерную тематику учебных проектов  для организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе изучения информатики  и информационно-компьютерных технологий.

В  программе курсивом выделен материал, который  при изучении учебной дисциплины  «Информатика и ИКТ» контролю не подлежит.

 

Программой предусмотрен итоговый дифференцированный зачет.

 

 

 

 

 

тематический план

 

Наименование тем, разделов

Макс. учебн. нагрузка студента, час.

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самост. работа студента

Всего

в том числе

Лаб. работы

Практич. работы

Введение

Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

2

2

2

 

 

1. Информационная деятельность человека.

 

 

 

 

 

1.1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

2

2

2

 

 

1.2. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения  в  информационной  сфере,  меры  их  предупреждения.

4

2

2

 

2

2. Информация и информационные процессы.

 

 

 

 

 

2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов.  Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.

6

6

6

 

 

2.2. Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания. Этапы решения задач с использованием компьютера: формализация, программирование и тестирование. Переход от неформального описания к формальному.

8

4

4

 

4

2.3. Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели.

4

4

4

 

 

2.4. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.

4

4

4

 

 

2.4.1. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.

8

4

4

 

4

2.4.2. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.

4

4

4

 

 

2.4.3. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.

2

2

2

 

 

2.5. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.

2

2

2

 

 

3. Средства информационных и коммуникационных технологий.

 

 

 

 

 

3.1. Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

7

2

2

 

5

3.2. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.

6

2

2

 

4

4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

 

 

 

 

 

4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

12

8

8

 

4

4.2. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. Системы статистического учета (бухгалтерский учет, планирование и финансы, статистические исследования).

10

6

6

 

4

4.3. Представление об организации баз данных  и  системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

12

8

8

 

4

4.4. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. Многообразие цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов.

15

10

10

 

5

5. Телекоммуникационные технологии.

 

 

 

 

 

5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

2

2

2

 

 

5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, Интернет-телефония. Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности (система электронных билетов, банковские расчеты, регистрация автотранспорта, электронное голосование, система медицинского страхования, дистанционное обучение и тестирование, сетевые конференции и форумы и пр.).

7

4

4

 

3

Дифференцированный зачет

2

2

 

 

 

Всего:

117

78

78

 

39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Введение

Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

 

1. Информационная деятельность человека

В результате изучения раздела студент должен:

иметь представление:

- об информационных основах процессов управления; о методах поиска информации;

уметь:

- приводить примеры получения, передачи и обработки информа­ции в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

- перечислять основные характерные черты информационного об­щества;

- перечислять основные компоненты информационной культуры человека.

 

1.1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

1.2. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения  в  информационной  сфере,  меры  их  предупреждения.

 

Практикум. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности. Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление.

Практикум. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением.

Самостоятельная работа. Поиск в интернете информации, связанной с использованием лицензионного программного обеспечения.

Самостоятельная работа. Работа с архиватором, например, 7ZIP. Определение эффективности архивации на примерах данных различного типа (текс, графика, звук, видео).

 

2. Информация и информационные процессы

В результате изучения раздела студент должен:

иметь представление:

- об информационных основах процессов управления; о методах поиска информации;

уметь:

- приводить примеры получения, передачи и обработки информа­ции в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

- перечислять основные характерные черты информационного об­щества;

- перечислять основные компоненты информационной культуры человека.

 

2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов.  Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.

 

Практикум. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Представление информации в различных системах счисления.

2.2. Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания. Этапы решения задач с использованием компьютера: формализация, программирование и тестирование. Переход от неформального описания к формальному.

Практикум. Примеры построения алгоритмов и их реализации на компьютере. Основные алгоритмические конструкции и их описание средствами языков программирования. Использование логических высказываний и операций в алгоритмических конструкциях.

Практикум. Примеры  построения алгоритмов с использованием конструкций проверки условий, циклов и способов описания  структур данных. Разработка несложного алгоритма решения задачи. Среда программирования. Тестирование программы. Программная  реализация несложного алгоритма.

2.3. Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели.

Практикум. Построение простой компьютерной модели физического, биологического или другого процесса путем создания алгоритма и его реализации средствами языка программирования. Проведение исследования на основе построенной компьютерной модели.

2.4. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.

2.4.1. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.

Практикум. Файл как единица хранения информации на компьютере. Атрибуты файла и его объем. Учет объемов файлов при их хранении, передаче. Запись информации на компакт-диски различных видов. Создание архива данных. Извлечение данных из архива.

2.4.2. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.

Практикум. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах. Поисковые системы.

2.4.3. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.

Практикум. Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его  параметров. Формирование адресной книги.

2.5. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.

Практикум. АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике.

Самостоятельная работа. Поиск в интернете информации, связанной с блок-схемой компьютера. Описание взаимодействия отдельных блоков ПК на уроне передачи информации.

 

3. Средства информационных и коммуникационных технологий

В результате изучения раздела студент должен:

иметь представление:

- об архитектуре современных компьютеров;

знать:

- многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру;

- виды программного обеспечения компьютеров;

- основные принципы объединения компьютеров в локальную сеть;

- основные требования безопасности и эргономики при работе за компьютером;

уметь:

- приводить примеры получения, передачи и обработки информа­ции в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

- работать в локальной сети класса, учреждения;

- уметь выполнять основные операции над файлами и папками стандартными средствами ОС Windows XP;

- организовать свое рабочее место в соответствии с минимальными эргономическими требованиями.

 

3.1. Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

Практикум. Операционные системы и графический интерфейс пользователя.

Практикум. Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.

Практикум. Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями профессиональной деятельности).

3.2. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.

Практикум. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для естественно-научной деятельности.

Самостоятельная работа. Поиск в интернете информации для разработки доклада по одному из видов аппаратных средств ПК (обязателен презентационный видеоряд из статических изображений).

Самостоятельная работа. Составление сообщения на тему «Эргономика рабочего места» (за компьютером).

 

4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

В результате изучения раздела студент должен:

иметь представление:

- об информационных системах и автоматизации информационных процессов;

- о текстовых редакторах и их возможностях;

- об электронных таблицах и их возможностях;

- о СУБД и ихвозможностях;

знать:

- основные особенности и возможности настольных издательских систем;

- основные особенности и возможности электронных таблиц;

- основные особенности и возможности СУБД;

- основные особенности и возможности графических редакторов;

уметь:

- уметь грамотно набрать и отформатировать текст;

- уметь создать простую электронную таблицу и проиллюстрировать данные с помощью графиков и диаграмм;

- создать простейшую базу данных и организовать запросы к ней;

- создать и обработать графическое изображение в конкретном графическом редакторе, например, GIMP;

- уметь воспроизвести с помощью соответствующей программы звук и видео.

 

4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

 

Практикум. Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей).

Практикум. Гипертекстовое представление информации.

4.2. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. Системы статистического учета (бухгалтерский учет, планирование и финансы, статистические исследования).

Практикум. Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики.

4.3. Представление об организации баз данных  и  системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

Практикум. Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. Электронные коллекции информационных и образовательных ресурсов, образовательные специализированные порталы.

4.4. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. Многообразие цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов.

Практикум. Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования. Примеры геоинформационных систем.

Самостоятельная работа. Изучение открытого офисного пакета OpenOffice  (СПО) и сравнение его с соответствующими программа лицензионного пакета MS Office 2003.

 

5. Телекоммуникационные технологии

В результате изучения раздела студент должен:

иметь представление:

- о  технических и программных средствах телекоммуникационных технологий;

- об интернет-технологии, способах и скоростных характеристиках подключения, провайдерах;

знать:

- возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, Интернет-телефония;

уметь:

- приводить примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности (система электронных билетов, банковские расчеты, регистрация автотранспорта, электронное голосование, система медицинского страхования, дистанционное обучение и тестирование, сетевые конференции и форумы и пр.);

- уметь зарегистрироваться и принять участие, например, в тестировании.

 

5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

Практикум. Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.

Практикум. Методы и средства создания и сопровождения сайта.

5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, Интернет-телефония. Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности (система электронных билетов, банковские расчеты, регистрация автотранспорта, электронное голосование, система медицинского страхования, дистанционное обучение и тестирование, сетевые конференции и форумы и пр.).

Практикум. Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Участие в он-лайн конференции, анкетировании, конкурсе, олимпиаде или тестировании.

 

Самостоятельная работа. Поиск интернет-ресурса по информатике и ИКТ, поиск соответствующего теста, сдача теста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы дифференцированного зачета

Примерная тематика практических заданий:

  1. Создать документ в текстовом редакторе MS Word. Применить соответствующее форматирование. Вставить указанные объекты (автофигуры, WordArt, картинки, таблицы, диаграммы).
  2. Создать документ в табличном процессоре MS Excel (электронная таблица, диаграмма). Применить соответствующее форматирование. Вставить указанные объекты (текст, автофигуры, WordArt, картинки).
  3. Создать простейшую базу данных в СУБД MS Access (в виде таблицы), составить 2-3 простых запроса.
  4. Создать презентацию в MS PowerPoint по образцу. Вставить указанные объекты (текст, автофигуры, WordArt, картинки, звук, видео).
  5. Выполнить поиск информации в Интернете по указанной теме. Оформить и сохранить результат в виде текстового документа MS Word.

Примерный перечень теоретических вопросов:

  1. Перечислите и коротко охарактеризуйте основные этапы развития информационного общества.
  2. Перечислите и коротко охарактеризуйте основные развития технических средств и информационных ресурсов.
  3. Перечислите и коротко охарактеризуйте основные правонарушения  в  информационной  сфере,  меры  их  предупреждения.
  4. Информация и ее измерение. Информационные объекты различных видов.
  5. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.
  6. Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.
  7. Этапы решения задач с использованием компьютера: формализация, программирование и тестирование. Переход от неформального описания к формальному.
  8. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.
  9. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации.
  10. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы.
  11. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.
  12. Основные характеристики компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.
  13. Виды программного обеспечения компьютеров.
  14. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.
  15. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2004.
  2. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.
  3. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2002.
  4. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2002.
  5. Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М., 2004.
  6. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2002.
  7. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.

 

Интернет-ресурсы

 

  1. www.5byte.ru – материалы по дисциплине;
  2. www.rusedu.info - сайт посвящен информатике и ИКТ в образовании;
  3. www1.ege.edu.ru/online-testing/infon-line тестирование ЕГЭ;
  4. www.openclass.ru – различные материалы по информатике и КТ;
  5. www.iiikt.narod.ru – учебник по информатике и КТ;
  6. www.lit.metodist.ru – конкурс ученических проектов;
  7. www.ru.wikipedia.org – об информатике как о науке;
  8. www.infoschol.narod.ru – информатика, информационные технологии, интернет-технологии, web-дизайн и т.д.
  9. http://pmi.ulstu.ru/new_project/index.htm - электронный учебник «Информатика для Вас» (версия 1);
  10. http://www.rubricon.com/comps_1.asp - систематизированный словарь по информатике.

 

 

Сайт создан в системе uCoz